пятница, 1 февраля 2013 г.

Загазованность пришкольной территории

МБОУ СОШ № 2 г. Мичуринска
Пришкольный участок занимает особое место в школьной жизни обучающихся. Это место, где младшие школьники проводят подвижные игры после уроков и в группе продленного дня. Учащиеся среднего и старшего возраста проводят биологические и химические исследования, занимаются физической культурой и отдыхают в свободное от уроков время. 
Проблема загрязнения атмосферы складывается из множества отдельных факторов (бытовые, промышленные, транспортные), из которых в своей работе мы хотели уделить внимание наиболее видимым для нас (загазованность автомобильным транспортом) ввиду непосредственной близости от школы автомобильных дорог. При интенсивном движении 1500 – 2000 машин в час создаются опасные условия для загрязнения воздуха. Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне не более 200 автомашин в час (Юфит, 2002).
Поэтому целью своего исследования мы поставили изучение степени загазованности пришкольной территории. (C результатами исследования можно ознакомиться здесь.)
Для исследования потока транспортных средств около школы мы выбрали 3 наблюдательных пункта (около 3 – х дорог, окружающих школу). Исследования мы проводили в течение зимнего времени в несколько этапов по 30 минут каждый по методике Т. Ф. Постниковой (Постникова, 2001).
Поток транспортных средств на улице Ленина в разное время суток ничтожно мал. Общий поток транспортных средств на улице Широкой и Энгельса незначительно отличается и не превышает норму (максимальное значение 54 ∙ 2 = 108).
В зимнее время поток автомобилей значительно уменьшается. Максимальное число транспортных средств - с 9.00 до 12. 00, к вечеру число грузовых автомобилей и автобусов уменьшается, а число легковых – увеличивается.
Основной поток на улице Широкой определяется ее стратегическим направлением (городское кладбище), колебание его незначительно.
Вызывает обеспокоенность нахождение около школы 2 – х автобусных остановок, на которых, как известно, происходит максимальный выброс в атмосферу выхлопных газов. В связи с этим, можно было бы рекомендовать городским властям чуть сместить остановки от территории пришкольного участка.
Снег является накопителем загрязнений, поэтому позволяет оценить степень загрязнения атмосферы за несколько месяцев. Для анализа снега мы использовали методику В. В. Пасечника (Пасечник, 2008). Для взятия проб снега мы использовали ровные участки около школы с трех ее сторон (кололо дороги). Пробу снега брали с 1 м2 (до грунта), но осторожно, чтобы не попали остатки листвы и почва. Содержимое пакетов мы растопили и проверили на рН – среду и содержание примесей. рН -  показатель мы проверили с помощью стандартной индикаторной бумаги, наличие твердых загрязнителей мы определяли методом фильтрования, а растворенных в воде – методом выпаривания. 
Из данных исследования видно, что уровень загрязненности на всех прилегающих к школе улицах равномерно увеличивается с декабря по март, что обусловлено запыленностью территории проходящим транспортом и выбросами из труб печного отопления (вокруг располагаются не газифицированные частные дома) и бытовым мусором.
Самый высокий уровень загрязненности на улице Энгельса, на наш взгляд, связан с расположением на ее территории около школы продовольственной палатки и автобусной остановки.
В декабре среда снежного покрова была слабо кислая или нейтральная, что обусловлено месторасположением нашей школы (рабочий поселок – частный сектор, удаленный от промышленных предприятий).
Изменение рН – среды в течение зимы протекало незначительно (на 1 – 2 единицы) за счет выбросов ионов металлов и ароматических соединений выхлопными газами автомобилей. Об этом свидетельствует минимальный рост (на 1 единицу) значения рН на улице Ленина, где, мы знаем, движением автотранспорта можно пренебречь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий